Прогноз: где в Афганистане можно денег взять?

Афганистан является одной из наиболее зависимых от иностранной финансовой помощи экономик мира. Эта зависимость за последние полтора десятка лет достигла своего апогея. Несмотря на многомиллирадные вливания в развитие, государственное строительство и обеспечение безопасности, иностранная помощь до сих пор считается важнейшим источником продолжения существования правительства, поддержки программ развития и обеспечения стабильности.

Структура бюджета на следующий, 1396 финансовый год выглядит следующим образом.

Общая структура бюджета:

Внутренние источники доходов – 151,730,068 афгани, то есть 2,167,572 долларов США, то есть 34 процента.

Внешние, иностранные источники денежных поступлений – 292,354,167 афгани, то есть 4,176,488 долларов США, то есть 66 процентов.

Общая сумма бюджета – 444,084,235 афгани, то есть 6,344,060 долларов США.

Структура бюджета:

Текущие расходы – 287,386,701 афгани, то есть 4,105,534 доллара, то есть 62 процента.

Бюджет развития – 178,757,285 афгани, то есть 2,553,675 долларов, то есть 38 процентов.

Общая сумма - 466,143,986 афгани, то есть 6,659,200 долларов.

Дефицит бюджета составляет 22,059,751 афгани, то есть 315,139 долларов.

Сравнение темпов экономического роста до и после 2014 года дают более ясную картину степени финансовой зависимости афганской экономики от иностранной помощи. Многочисленные исследования показывают, что до 2014 года темпы роста экономики составляли в среднем 9,4 процента, но это было прямо или косвенно связано с иностранной помощью и присутствием в стране иностранных воинских контингентов. Эти темпы роста не являлись результатом действительного, внутреннего развития афганской экономики. После 2014 года и далее одновременно с началом вывода иностранных воинских контингентов из страны и значительным снижением объемов иностранной помощи темпы экономического роста снизились до 2 процентов.

Постоянная иностранная помощь привела к росту финансовой зависимости. Поэтому приоритетными становятся программы реформ с целью укрепления внутренних экономических структур. Ранее иностранные доноры и лица, отвечающие за экономический блок, заверяя в готовности продолжать оказывать помощь и компенсировать дефицит государственного бюджета, с одной стороны, прилагали недостаточно усилий для реформ и поддержки частных инвестиций, а с другой – у них не было никаких программ поддержки для периода, когда объемы помощи начали сокращаться.

Поэтому шок от сокращения объемов иностранной помощи оказался неожиданным и болезненным. Темпы роста экономики упали до 2 процентов, заметно сократился приток частных инвестиций. Политическая нестабильность, затянувшиеся президентские выборы и последовавшие за ними политические трения только добавили проблем и послужили еще одной причиной экономического кризиса.

Когда правительство национального единства получило пораженную кризисом экономику, то на фоне сокращения объемов иностранной помощи оно должно было предпринять усилия к тому, чтобы путем укрепления и развития внутренних экономических структур и изыскания внутренних резервов начать процесс замещения внешних финансовых источников внутренними доходами.

Одним из шагов правительства в этом направлении стала финансовая и налоговая реформы, проведенные министерством финансов в 2015 году. На этом поприще удалось добиться впечатляющих результатов. По данным Всемирного банка и минфина, внутренние доходы в 2015 году достигли 10,2 процента ВВП. В 2016 году этот процесс продолжился и достиг уровня 30 процентов. Это выше, чем предельный потолок в 114 миллиардов афгани (около 1,8 млрд. долларов), установленный Международным валютным фондом. В 2014 году внутренние доходы составляли 8,7 процента ВВП.

Новые финансовые реформы включали в себя множество компонентов – от повышения налогов на различные сферы деятельности, до проведения широких программ административных реформ.

Наиболее важными фискальными изменениями стало введение 10-процентного налога на продажу сим-карт, повышение налогов на бизнес и деятельность предприятий с 2 до 4 процентов, повышение пошлин за импорт нефти и газа с 1 афгани за литр до 2 афгани, а также повышение налогов в сфере авиационного сообщения.

Кроме этого, важнейшими факторами, обеспечивающими рост внутренних доходов, считаются реформы в таможенной службе, в налоговых управлениях, а также меры, способствующие росту неналоговых доходов государства.

Несмотря на то, что финансовый кризис удалось отчасти преодолеть, до сих пор сохраняется весьма значительный разрыв между доходами потенциальными и доходами, которые фактически собираются минфином. Всемирный банк прогнозирует этот разрыв в размере 7 процентов ВВП. Иначе говоря, с учетом нынешней экономической структуры существует возможность повышения внутренних доходов до 17 процентов ВВП.

Однако сокращение этого разрыва трудно и требует времени. В то же время это свидетельствует о больших возможностях экономики Афганистана. Так что основным приоритетом для минфина стало сокращение или ликвидация этого разрыва.

Еще в процессе выработки программы финансовых и налоговых реформ они подвергались критике со стороны как представителей бизнеса, так и экономистов. По мнению критиков, проводимая политика оказывает слишком большое давление на бизнес и инвесторов и ограничивает возможности частных инвесторов.

Наиболее спорным и дискуссионным аспектом фискальной реформы стало повышение налогов на частный бизнес. Беспокойство вызывало то обстоятельство, что повышение налогов на частных инвесторов и бизнес, особенно на малые и средние предприятия, создаст теневую экономику, а у инвесторов пропадет всякое желание работать.

Кроме того, подобного рода реформы, поскольку они всегда имеют очень осязаемые результаты, всегда очень политически чувствительны. Поэтому правительствам следует подходить к любым фискальным реформам с большой осторожностью.

Принимая во внимание все вышесказанное, следует признать, что поддерживать внутреннее производство одной только фискальной политикой невозможно. Политика неналоговой поддержки частных инвестиций может быть более эффективной, чем снижение налогов. С другой стороны, самое важное и необходимое условие для эффективного государственного управления – это поддержка программ развития, а также повышение возможностей государства в области сбора внутренних доходов. Большие доходы означают большие возможности государства в области инвестиций в инфраструктуру, в сферу услуг и социальные программы, а также в обеспечение стабильности.

Министерство финансов находится под давлением международных организаций, особенно МВФ, которые требуют в кратчайшие сроки сократить до возможного минимума дефицит бюджета.

После решения вопроса о способах повышения уровня доходов, приоритетом для минфина является разработка эффективных стратегий управления расходами бюджетных средств. Особое внимание к поддержке частного бизнеса и инвестиций, в том числе предоставление льгот, а также меры по повышению спроса могут сделать процесс роста внутренних доходов сделать более устойчивым.

Несмотря на существующую критику пакета новых фискальных реформ, их результаты оказались впечатляющими. Продолжение этого процесса поможет Афганистану постепенно снизить финансовую зависимость от иностранной помощи. Уменьшение финансовой зависимости считается наиболее важным условием для увеличения объемов инвестиций и эффективного государственного управления.

Помимо финансовых и налоговых реформ, министерство финансов имеет в своем распоряжении также и другие потенциальные возможности, которые, в случае более серьезного к ним внимания, могут превратиться в важнейшие источники получения доходов. Сейчас значительная часть экономической деятельности проходит неофициально, в теневом секторе, и без контроля государства.

Запутанное законодательство и неэффективная бюрократия являются важнейшими факторами роста теневой экономики. Между тем, соответствующие изменения в законодательстве могли бы вернуть в официальный сектор экономики миллиарды долларов. Это важнейший шаг для уменьшения финансовой зависимости страны и создания стабильных источников внутренних доходов.

Для сокращения разрыва в доходах потенциальных и фактически получаемых, который составляет 6-7 процентов ВВП, существует еще много возможностей – модернизация системы выплаты налогов, модернизация таможенных служб и предотвращение утечек и растрат в этой области, уменьшение объемов теневой и контрабандной торговли, которая сейчас доходит до 20 процентов от общего объема торговли, а также предоставление доступа к информации о налоговых поступлениях и неналоговых доходах, что способствовало бы улучшению отчетности и повышению прозрачности.

Еще одним важным источником для повышения внутренних доходов считается эксплуатация разнообразных природных ресурсов. Способы их использования, а также превращения их в устойчивый фактор роста экономики также были предметом для дискуссий. Тем не менее повышение возможностей правительства управления эксплуатацией природных ресурсов и доходами от них – это еще один приоритет для создания стабильных источников доходов и экономического роста.

Однако все эти усилия увенчаются успехом, а процесс роста внутренних доходов станет более устойчивым только тогда, когда будут созданы формат и подробный механизм стимулирования частных инвестиций, особенно в сфере среднего и малого бизнеса. Инвестиции в малом и среднем бизнесе могут превратиться в мотор роста экономики, но они нуждаются в прямой и косвенной поддержке государства. Государственные структуры могут, путем проведения протекционистской политики, создать лучшие условия для частных инвестиций. Причем эти механизмы поддержки, в случае необходимости, не обязательно должны означать снижения налогов, передает Би-Би-Си.

09.02.2017